Реставратор Кирилло-Белозерского музея-заповедника восстанавливает старинную одежду и создает свои коллекций сумок

512
3 минуты
Реставратор Кирилло-Белозерского музея-заповедника восстанавливает старинную одежду и создает свои коллекций сумок

Александра Романенкова третий год трудится художником-реставратором в единственном федеральном музее Вологодчины


- Благодаря мастерству выпускницы Суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры музею удалось сохранить такие предметы, как покров на жертвенник (XVIII в.), венец (XVIII в.), фелонь (XVII в.), стихарь (XVIII в.) и десятки других экспонатов из фонда музея, которые входят в богатую коллекцию культурного наследия страны, – замечает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Сейчас Александра реставрирует казачок первой четверти XX века, которая в скором времени пополнит экспозиции музея.

Казачком в начале XX века называли нарядные женские кофты. Приталенный силуэт таких кофт достигался за счет вытачек и рельефов по переду и спинке или только по спинке. Материалом для кофт служили фабричные ткани: атлас, шерсть, сатин, шелк.

- Цветовая гамма отличалась многообразием. Кофты русских крестьянок могли быть и нежных пастельных тонов, и темных, насыщенных, и ярких, даже кричащих, – рассказывает реставратор по тканям Кирилло-Белозерского музея-заповедника Александра Романенкова. – При декорировании кофт применялись разнообразные элементы: отстрочка, вертикальные и бантовые складки, защипы, воланы. В отделке нередко использовались тесьма и кружево.

Застегивались кофты либо спереди, либо сбоку. Пуговки изготавливались из различных материалов: кости, перламутра, пластмассы. Для застегивания так же использовались металлические крючки и кнопки.

Модницы из крестьянской среды носили свои нарядные, изящные, а порой и эпатажные кофточки в комплекте с юбками – под заправку или навыпуск. Юбка и кофта, сшитые из одинакового материала, именовались «парочками» или «парами».

- В настоящее я время работаю над изделием 1930-х годов – восстанавливаю кофту-казачок, сшитую из узорного атласа, с отделкой из тесьмы бронзового цвета и воротником-стойкой. Этот памятник поступил на реставрацию в состоянии общего загрязнения, с пятнами различных цветов, разрывами и сечениями нитей. В некоторых местах были разорваны нити тесьмы. Мною уже выполнено ослабление пятен, произведена водная очистка, восполнены утраты. Далее предстоит сдублировать сечения по всей поверхности памятника, а также отпарить его и подготовить к дальнейшему экспонированию, – отмечает Александра.

Еще несколько штрихов, и казачок кирилловской модницы 1930-х годов станет украшением выставок Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Умелые руки реставратора по тканям Александры Романенковой не только возвращают в первозданный вид наряд прошлого столетия, но и создают новые эксклюзивные вещи, которые пополняют частные собрания коллекционеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Владимира и Пензы.

VLm_MM_1arXUJqRlaNN8JVaaR1k0gH-rAQ4RqZaWPsjpBuamqJkpVL76d6zfpHAZS_QVOeMo8NFdIkm3Z60Q7QU7.jpg

- Памятники, которые я реставрирую, относятся к разным эпохам – от XVI столетия и до наших дней. Казачок, над восстановлением которого работаю не один месяц, а также другие ценные памятники нашего музея, вдохновляют меня на создание изделий в духе 1920-х годов. Ридикюли, сумочки в виде конверта… Парчовые, бархатные, расшитые бисером… Броши с кристаллами, ободки и серьги. Каждая работа индивидуальна и особенна. Нет ни одного произведения, похожего на другое! – признается молодой реставратор-дизайнер.

Несмотря на то, что вышивала Александра с детства, попробовать себя в мире моды она решилась только, когда стала профессиональным реставратором по тканям. «Работа реставратора очень важна для меня. Я могу создать не только что-то новое, но и сохранить культуру и наше историческое наследие. А мое серьезное увлечение моделированием – это желание сделать что-то особенное, ни на что не похожее».

VGKQ9dhW_SRq9RqcaqghGosEses6jv6ID7M2xsmfAY3wMmkFa_G1HpjIt25zIeYA35BE11Dzww4A6gVTWIzu7Yob.jpg

Произведения Александры входят в моду и путешествуют по России. В следующем году она планирует представить коллекцию сумочек для участия во всероссийском конкурсе дизайнерских изделий ручной работы «Greenbird», сообщает cultinfo cо ссылкой на Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

Фото - Кирилло-Белозерский музей-заповедник




Читайте также